Эклектика жизни
Наш дом - это живой организм и, как саморегулирующая субстанция, он постоянно находится в развитии и непрерывно видоизменяется, подстраиваясь под наши желания, потребности и приоритеты. Существуют несколько способов формирование жилой среды, в особенности интерьера дома. Одним из них является способ проектирования нового интерьера с помощью профессионала-дизайнера по задуманному идейному и планировочному решению с ярко-выраженной концепцией, когда в соответствии с единой идеей оборудуются все помещения и расставляются предметы вплоть до чашек и подсвечников. Люди оказываются в абсолютно новой среде и начинают обживаться в ней, подстраивая ее под себя. В некоторых случаях, люди обустраивают свой дом самостоятельно, внутренняя обстановка, как целостный образ, формируется постепенно, чуть ли не годами, и, конечно, в таком случае противоречий между средой и человеком не возникает.
Но существует нечто среднее, или даже синтезирующее, из вышеупомянутых способов формирования жилой среды, включающее и то, и другое. Это такой процесс проектирования, при котором дизайнер выстраивает новую среду, настолько точно отражая внутренний эмоциональный мир живущих в доме людей, что создается такое ощущение, что интерьер формировался в течение продолжительного времени руками самих хозяев. В этом интерьере не будет формальной задачи подчинить жизнь хозяев какой-либо тотальной идее, новой «форме», цвету, современным механизмам, а напротив, окружающая среда будет гармоничным отображением человеческих потребностей и желаний, где нет месту внутренним противоречиям. Такой принцип формирования - «среда для человека», а не «человек для среды» был взят профессиональным дизайнером за основу проектирования дизайна интерьера загородного дома.
Для определения понятия человеческой жизни, наверно, нет лучшей ассоциации в искусствоведческом плане, как понятие «эклектика». Эклектика - это смешение, соединение разных стилей, идей, взглядов; в архитектуре - это использование элементов из различных «исторических» архитектурных стилей (классицизма, барокко, псевдорусского стиля и т. д.). Так и в человеческой жизни, все постоянно меняется, совмещает в себя самые невероятные вещи, соединяются воедино самые разные события. И вполне логично, что и для создания интерьера загородного дома для не одного поколения и, когда пространство не ограничивается двумя-тремя комнатами, был выбран основной стиль эклектики.
Получившаяся эклектика в интерьере дома синтезировала в себе - классицизм, английский стиль, элементы барокко, чуть деревенского кантри, современный стиль, одновременно с индивидуальными стилистическими авторскими разработками. Объединяющим элементом всех использованных стилей явился классический ордер, а именно, лепные тяги на стенах, потолочные карнизы, волюты, пилястры, которые в каждом помещении по-своему обрамляют задумку дизайнера.
Гостиная
Гостиная располагается в центре дома и не является изолированным закрытым помещением. А напротив, образует такое центральное общее пространство, в котором все жители собираются вместе, и вместе с тем, через которое проходит пересечение потоков людей. Через данную комнаты ведут и коридор с первого этажа, и лестницы в спальни, расположенные наверху, и портал в детскую игровую зону, к тому же из пространства гостиной видны окружающие помещения и даже улица, поэтому из проходящих мимо людей никто не останется незамеченным. Такое, казалось бы «проходное» местоположение гостиной в результате играет объединяющую и коммуникативную роль. Дизайн интерьера гостиной также подчеркивает ее объединяющий характер.
Дизайнером был выбран интересный прием формирования пространства в характере стиля классицизма - это обрамление стен в виде четырех симметрично расположенных друг против друга П-образных порталов, точечно подсвеченных по периметру, шириной почти во всю стену. С двух примыкающих друг к другу сторон - это сквозные проемы в другие помещения, с одной стороны в зимний сад, откуда открывается чудесный вид на растения мини-оранжереи и на природу за окном; с другой стороны интересный динамичный вид на площадку со сложно-сконструированной трехмаршевой деревянной лестницей и детской игровой зоной. Со стороны оставшихся двух глухих участков стен порталы выполнены в виде декоративных накладных наличников, обрамляющих с одной стороны композицию из сконструированных прямоугольных ниш для изящных предметов интерьеров, и с другой стороны - картину с живописным пейзажем. На фоне светлых оштукатуренных стен такие контрастные тонкие линии обрамления порталов и профили горизонтальных тяг по всему периметру помещения из деревянных наличников, которые попадая в тон темного деревянного паркетного пола, выглядят легко и графично. В зоне отдыха со стороны декоративных порталов расположился угловой кожаный диван в цвет светлых кремовых стен. В углах помещения размещены телевизор и напротив дивана - камин, декорированный пилястрами и профилем карниза. Основной отделочный материал, задающий атмосферу в этой зоне, - это дерево, благородно насыщенного цвета темного дуба. Пол, двери, лестница, перила, балясины, декор - все эти элементы выполнены из дерева. Отдельным связующими элементом, поддерживающим целостную атмосферу помещения, является ритмичный кессонированный потолок, с лепным карнизом по периметру, подчеркивающим угловую линию дивана.
Так как гостиная явилась «сквозной-проходной» комнатой, то примыкающие к ней помещения соединяются с ней, образую единое целое общее пространство. Зимний сад, который хорошо виден из гостиной, вдоль стеклянной наружной стены, решен с элементами барокко, это отразилось в изгибах стилизованной мебели диванчика, стульев-кресел и стола со столешницей овальной формы. Вторая деревянная лестница, ведущая на второй этаж, над зоной зимнего сада, созвучно перекликается с лестницами с другой стороны гостиной.
С противоположной стороны гостиной, несколько неожиданно с точки зрения планировки мы попадаем в интересную игровую зону для детей. Прямоугольное немного вытянутое помещение с естественным освещением не было использовано для гардеробной или кладовой, а чудесным образом в результате творческих задумок дизайнера превратилось в детскую игровую зону. А именно в виде сказочного замка из сказки «Белоснежка и семь гномов» с нарисованными башнями и колоннами, с настенными, как и положено, башенными часами, а также с массивными деревянными воротами, за которыми спрятался детский театр. А напротив замка оборудован игрушечный домик с черепичной крышей. Под потолком парят облака, летают парапланы и воздушные шары. И данное разноцветное помещение также присоединяется к гостиной, образую необыкновенную атмосферу уюта и радости жизни. От этой зоны далее по лестнице наверх в зону спален в интерьере вновь преобладает классика и спокойствие.
Помимо использования эклектики для создания максимально гармоничной среды дизайнер применяет известный принцип восточного мировоззрения: «Большое в малом, малое в большом». А именно, наполняет интерьер множеством мельчайших эксклюзивных деталей, с помощью которых и достигается ощущение целостности среды. В гостиной - это необычный «сад камней», встроенный в пол на границе зоны гостиной и зимнего сада, узор из цветного песка и морской гальки надежно защищен поверхностью стекла и в вечернее время может быть подсвечен. Хрустальная прозрачная люстра с подсвечниками ручной работы выделяет центр гостиной. Отдельная стена с композицией из прямоугольных ниш целенаправленно создана и посвящена экспозиции венецианских изделий из муранского стекла. Под стать камину, вокруг него располагаются изделия и фигурки из чугунного литья. А грамотно спроектированное освещение как можно лучше создает общую теплую атмосферу, так и точечно выделяет каждый элемент обстановки.
Кухня-столовая
Отдельная обширная зона дома, чуть ли не целый этаж, посвящена зоне приготовления и принятия пищи. Одно вместительное помещение включает в себя кухню и семейную столовую, также в планировке дома выделена отдельная комната, почти как в английских домах, для парадной столовой. Кухня с примыкающей к ней обеденной зоной выполнена в стиле замковой архитектуры и с элементами кантри - деревенского стиля. Основная линия кухонной мебели и обеденного стола выполнена из массивного искусственно состаренного дерева, что придает характер основательности и ощущение нахождения в старом замке. Однако цвет мебели выбран не традиционно в оттенках коричневого, а необычного цвета - дымчато-голубого, который органично сочетается со светлым кремовым цветом стен, кухонными полочками, деревянным потолочным карнизом, обрамлением вытяжки и керамической плитки на полу терракотового цвета выжженного кирпича. Как известно, по теории восприятия человеком цветов, коричневый и синий цвета находятся друг против друга в цветовом круге и соответственно совместно создают цветовую гармонию. Созвучные мебели бронзовые патинированные люстра с подсвечниками и светильники усиливают заданный тон старины. И конечно, пространство кухни-столовой наполнено, как старинная шкатулка, тщательно подобранными кухонными предметами интерьера. Небольшой светильник над барной стойкой выполнен в виде старой масляной лампы, подвешенной на металлической цепи, ручная старинная кофемолка отсылает зрителя в прошлые века, фарфоровые тарелки на настенной полочке изысканно расписаны на тему природных пейзажей и сценок из деревенской жизни, глиняная керамика добавляет ощущение теплого очага и домашнего уюта. Как и во всех комнатах, дизайнер легко и просто добивается гармонии, используя три основных приема - спокойная эклектика как основной фон, индивидуальные творческие идеи и множество красивых деталей.
Парадная столовая в отличие от гостиной и кухни-столовой абсолютно закрытое помещение, и когда попадаешь в это помещение, то создается впечатление отдельно взятого торжественного по духу мирка. Безупречная классика, выверенные элементы английского стиля, изысканный текстиль - все элегантно и ничего лишнего. Цветовое решение выдержано в жемчужных пастельно-кремовых тонах, в текстиле использован цвет пепла розы. Мебель выполнена в светлых молочно-белых тонах, обивка стульев с цветочным рисунком поддержана в текстиле штор. Классические ордерные профили карнизов обрамляют комнату по периметру под потолком и по стенам по горизонтали, выделяя прямоугольными арками углы помещения. Горизонтальное членение стен - это стандартный прием отделки стен в стиле классицизма, с выявлением ордерной тектоники, когда нижняя часть должна быть визуально тяжелее, а верхняя - легче. Классические бронзовые светильники, ритмично равномерно расположенные над столом, усиливают атмосферу торжественности. Но дизайнер, чтобы не перегружать интерьер избыточным количеством классических деталей, повернул вытянутый овальный стол со стульями по диагонали комнаты. Тем самым добавил динамизма, одновременно выиграв свободные квадратные метры для более удобного подхода к столу. И конечно, мельчайшие детали стоят каждая на своем особом месте: подсвеченные репродукции в стиле эпохи Возрождения разместились в акцентированных углах и на стенах комнаты, на фарфоровой вазе нарисованы те же цветы, что и на шторах, а телефон, расположившийся на столике в мини-зоне отдыха, в исторических антикварных формах добавляет ощущение историзма.
Спальни
Верхний этаж дома по традиции отведен для жилых комнат - спален, детских, кабинета. Когда-то в XIX веке в достопочтенных домах спальни именовались по цвету отделки их стен, например, синяя комната, желтая спальня и т.д. В этом доме дизайнер решил создать зеленую и аметистовую спальни. Главные особенности построения этих комнат - это применение разных мягких фактур в отделке поверхностей, выраженные в изысканных дорогих тканей во всем текстильном наполнении. Это нашло отражение в переливающихся перламутровых шторах, в прозрачном невесомом тюле, в рельефном рисунке шерстяного покрывала, в бархатистой поверхности напольного коврового покрытия и волнообразной поверхности плетеной мебели. Все используемые перечисленные фактуры призваны мягко обволакивать и настраивать человека на отдых и сон. В детской комнате активно использованы яркие жизнерадостные цвета и продолжен мотив яркой сказочной тематики игровой зоны в гостиной. Желтый, синий, оранжевый, красный цвета не подавляют психику ребенка, а прививают позитивное отношение к жизни. В результате нетипового планировочного разделения и переноса игровой зоны в отдельное помещение, а зоны спальни ребенка в другую комнату достигается эффект правильного режима и распорядка дня ребенка. В одной зоне он целенаправленно активен, в другой - он может полноценно отдохнуть или сосредоточиться на учебных или развивающих делах. Интерьер кабинета весьма созвучен по духу целостному образу интерьера парадной столовой. Это элегантность, простота и классика в сочетании тонко подобранной цветовой ассоциации, а именно жемчужного серого цвета стен и дивана, штор цвета переспелой сливы, предметов интерьера и абажуров золотого цвета и белого цвета мебели письменного стола и библиотеки. В интерьерах всех комнат дизайнер выбирает тонкие оттенки сложной палитры красок благородной и изысканной цветовой гаммы.
Холлы, коридоры
Необходимо отметить тщательную композиционную проработку интерьеров коммуникационных зон: коридоров, холлов, лестниц, площадок. Ведь именно в интерьере большого загородного дома, а не городской квартиры, эти помещения играют связующую роль между всеми многочисленными комнатами и собирают интерьер воедино. Дизайнер большое внимание уделил созданию единого образа по стилю и характеру этих «помещений-связей». Белоснежная лепнина классического профиля на нейтральном фоне обходит все коридоры по периметру стен под потолком и обрамляет все дверные проемы, вдоль линии карнизов точечно расставлены акценты в виде розеток или волют. Большую роль играет сложное, интересно спроектированное освещение этих зон: основное потолочное освещение в виде классических бронзовых люстр направляет зрителя в нужном направлении, периметральное точечное освещение подчеркивает функциональные зоны входов-выходов, зон отдыха, специальное настенное освещение выделяет объекты живописи, ритмично расположенные на стенах. Оказавшись в этих холлах-коридорах, прогуливаясь из одной комнаты в другую, можно быть уверенным, что от пребывания в этом пространстве никогда не станет скучно, а напротив возникает ощущение стабильности и как будто уже долгой истории дома, когда на стенах должны быть размещены портреты всех членов семьи не одного поколения.
Получившийся интерьер загородного дома выглядит - как шкатулка человеческих ценностей, вобравшая в себя и мельчайшие бусинки ежедневных радостей, так и полотнище основного потока жизни, на котором расшит узор осуществленных человеческих желаний. Гармоничная, правильно и тактично подобранная эклектика, с основой стиля классицизма, авторские индивидуальные разработки в единственном экземпляре, мельчайшие изысканные детали - все эти составляющие вкупе позволили дизайнеру создать целостную и органичную среду «для человека», для хозяев и жителей загородного дома.
Текст: Елена Верховых